«ФИЛЭЛЛИН». РАСЁМОНИЗАЦИЯ ПРАВДЫ
Поздравляю с «Днём Защитника Отечества»! Если в том году я делал это песней (https://vk.com/wall10315379_3065), то сегодня буду серьезным и расскажу о книге, герои которой защищают отечество чужое.
О КНИГЕ:
Прочитал «Филэллина» Леонида Юзефовича (www.fb.com/youzef.l.a). Слово переводится как «друг греков» – так называли тех, кто в XIX веке сопереживал наследникам Эллады в борьбе за независимость от Османской Империи. Самые известные из них – Байрон и капитан Немо: герой романа Жюль Верна.
Проводить параллель с современным Донбассом можно, если перевернуть условия: тогда «модно» было поддержать греков, а государство противилось «вступать в чужую войну», а в случае с Украиной ситуация, со всеми оговорками, обратная.
О ЖАНРЕ:
Предыдущие работы писателя: «Самодержец Пустыни» и «Зимняя Дорога» – документальные романы, здесь же, во избежание недопонимания, Леонид Абрамович сам расшифровал жанр новой книги: «роман в дневниках, письмах и мысленных разговорах героев с отсутствующими собеседниками». Иначе, если в первых книгах писатель не позволяет себе выдумки, то здесь в реальных условиях происходят выдуманные события.
Зачастую, отделить правду от вымысла совсем не просто – всё зависит от погруженности читателя в вопрос. В результате неясно — носил ли император накладные ляжки и не давал ли он вырубить сирень в саду... Литературным простофилям вроде меня это может оказать медвежью услугу: сочтя что-то за исторический факт, я буду вводить людей в заблуждение и плодить красивые, но ненужные мифы.
Вместе с этим, благодаря книге читатель лучше понимает время. Автор создаёт искусственного героя и погружает его в реалии прошлого (в широте кругозора Леонида Юзефовича и его погруженности в тему сомневаться не приходится). И вот то, как и через что герой себя раскрывает и показывает нам время с тех позиций, которые, возможно, не покажут учебники по истории или точные статистические данные. В этом, наверное, и есть преимущество такого жанра перед документальным романом.
О ПРАВДЕ:
Когда я писал про «Зимнюю Дорогу» (www.vk.com/wall10315379_3119), то прежде всего удивлялся способности Леонида Абрамовича «не принимать сторону»: даже когда читаешь о противоборствующих сторонах, не можешь выбрать «своего» и «чужого». В Филэллине персонажей больше и книга получает «эффект Расёмона», когда одна и та же история получает призмы разных персонажей. Главный герой не очевиден почти до самого конца, хотя, конечно, прослеживается с самого начала и жанр, несомненно, способствует этому эффекту.
«Расёмонизация» играет и на выводы после книги. В истории не бывает «Главного Героя», в ней все – персонажи: будь ты император или провинциальный педагог. Весь «героизм», «заглавность» человека – это невероятное стечение обстоятельств: случайностей, совпадений, легкомыслия, суеверий, внимательности, взаимоотношений… где убеждения, отвага и удача стоят лишь в ряду этих обстоятельств, но ни в коем случае не возвышаются над ними.
О БЕССМЕРТИИ:
А ещё каждый видит по-своему лишь потому, что каждый в известной степени неправ: реальность сложнее любых представлений о чем-либо. И в Филэллине, и в Зимней Дороге Леонид Абрамович выделяет «три типа солдат», которые попадают на войну – по долгу, по идее, по нужде. И это правда, но кого из этих типов не рассмотришь по отдельности – получается чёрт знает что и всё не так.
«Если путь чист – значит это мой путь» – объясняет один из персонажей нового романа Леонида Юзефовича. В другом месте книги, его слова по-расёмоновски парируют: «Легкомыслие – легко выдавать за фатализм». Сам Леонид Абрамович рассуждает: чтобы стать наследником Древней Эллады – недостаточно наследовать кровь, необходимо ещё и намерение им быть. Я думаю, что книга во многом о том, что Героем с большей буквы, может стать каждый. Если намерение – это движущая сила, то легкомыслие – катализатор возможностей, а фатализм – это вмешательство Бога.
О КОЛЛАЖЕ:
Для коллажа я использовал описание сна Александра I о Греции, который есть в романе. Конечно, этот сон – выдумка автора, но и коллаж есть сон о том, что когда-то было в реальности.